Логотип Би Питрон Черкассы
Информационно — компьютерные технологии в машиностроении
Главная >> Статьи >> Что такое PLM...
Software
Что такое PLM ...

За последние несколько лет термин PLM (Product Life-cycle Management - управление данными о продукте на протяжении его жизненного цикла) прочно занял свое место в области компьютеризации промышленного производства. Сегодня этот термин переживает "бум популярности", как в свое время его переживали ГПС и CALS.

Итак, PLM - это не система и не класс систем, как например CAD/CAM, CAE или PDM. PLM - это стратегия производства промышленных изделий с применением комплексной компьютеризации, которая базируется на едином представлении информации об изделии (продукте) на всех стадиях его жизненного цикла. Эта информация может (и не только может, но и должна) использоваться совместно всеми участниками расширенного предприятия, к которым относятся основной производитель продукта, поставщики, субподрядчики, заказчики и потребители.

Нельзя понять PLM в отрыве от понимания основных тенденций развития современного производства:

  • Облик изделия во все меньшей степени определяется его разработчиком как авторская инициатива, и в большей степени - требованиями его будущего потребителя. Это касается не только комплектации, но и качественных характеристик изделия.
  • Головные предприятия - инициаторы промышленного бизнеса - все больше сосредотачиваются на окончательной сборке изделия, а все большая доля производства приходится на долю компаний-поставщиков.
  • Специализация поставщиков меняется от традиционных принципов - производственно-технологического, конструктивного, сырьевого или территориального, к специализации системного типа. При этом поставщик стремится продавать определенную систему целиком, независимо от того, как она распределена на конечном изделии (например, систему кондиционирования пассажирского салона, гидравлическую систему или пилотажно-навигационный комплекс). Предлагаются также услуги специалистов, которые устанавливают, регулируют и проверяют систему на головном предприятии.
  • Компании предпочитают нанимать специалистов на срок реализации текущей производственной темы и освобождать их после завершения цикла разработки. Доля постоянного штата сотрудников компании-производителя изделия постепенно уменьшается, а доля контрактников, нанятых только под данный проект - увеличивается.
  • При выполнении работ поставщики получают возможность использовать вычислительные мощности (сервер) хозяина проекта, работая в режиме удаленных терминалов. Это снижает затраты и риск инвестиций в программы и аппаратную часть для небольших фирм.
  • Предприятие - потребитель продукции все чаще становится прямым инвестором в его разработку. Вместо того, чтобы сначала копить деньги, а потом разом покупать то, что предлагается на рынке, заказчик сам авансирует свое будущее приобретение. При этом заказчик берет у предприятия - изготовителя изделия часть технического и финансового риска. Такое "сглаженное" во времени расходование капиталов и более равномерное распределение рисков благоприятно сказывается на общих финансовых показателях как производителя, так и потребителя.
  • Развитие производственной кооперации привело к появлению виртуальных предприятий. Такое предприятие является временным и создается на время производства конкретного продукта. При этом все компании, являющиеся участниками виртуального предприятия, работают фактически как департаменты одной фирмы, с одной инфраструктурой и по единым корпоративным правилам. Границы, языки, локальная специфика и расстояния становятся незаметными для того, что каждый из них делает. Предприятия-поставщики, как правило, стоят в очереди к обладателю промышленной инициативы на конкурентной основе.
  • Для владельцев бизнес-инициативы, т. е. обладателей интеллектуальной собственности на производство с применением данной торговой марки, продаваемым товаром стала не только сама продукция, но и право на ее производство (как правило, ограниченное сроками или объемом выпуска). Оно подразумевает возможность экспорта лицензионного производства на удаленные территории, где имеются для этого благоприятные экономические условия.

Из приведенных тенденций непосредственно вытекают такие требования к используемым информационным технологиям, как обеспечение комплексности и высокого уровня автоматизации, поддержка всех этапов жизненного цикла изделия, организация совместного (коллаборативного) использования информации о продукте большим числом географически удаленных друг от друга участников бизнес-процесса.

Вернуться в оглавление раздела
Определимся с терминами
Первой концепцию и методы PLM взяла на вооружение компания IBM/Dassault Systems - сегодняшний лидер в области разработки PLM-решений. Определение термина PLM можно найти в публикациях и рекламно-информационных материалах этой компании. Однако, в целях большей объективности, воспользуемся определением компании CIMdata, известного в мире независимого эксперта по проблемам CAD/CAM, CAE, PDM и PLM.
В соответствии с определением CIMdata, "PLM - это стратегический подход к ведению бизнеса, который использует набор совместимых решений для поддержки общего представления информации о продукте в процессе его создания, реализации и эксплуатации, в среде расширенного предприятия, начиная от концепции создания продукта до его утилизации - при интеграции людских ресурсов, процессов и информации".
Элементы PLM
В области компьютеризации промышленного производства используется большое число систем различных классов. PDM-системы обеспечивают создание и поддержку единого информационного пространства на всех этапах жизненного цикла изделия (ЖЦИ). CAD/CAM и CAE-системы автоматизируют процессы проектирования и подготовки производства. MRP-системы решают задачи планирования ресурсов и управления производством, а ERP-системы - задачи управления деятельностью предприятия. CRM-системы управляют взаимоотношениями с заказчиками. SCM и CPC-системы обеспечивают управление цепочками поставок и ведение совместного бизнеса всеми участниками расширенного предприятия. И это далеко не весь перечень элементов в используемой сегодня классификации.

Украина, Черкассы, т/ф (0472) 73-65-66 / 73-71-14    [email protected]