Логотип Би Питрон Черкассы
Информационно — компьютерные технологии в машиностроении
Главная >> Горький опыт >> Опыт внедрения современных технологий проектирования в машиностроении
Software
Опыт внедрения
современных технологий проектирования в машиностроении

Почему "буксует" автоматизация в подготовке производства?

Что же такое САD/САМ/САЕ/РDМ –системы? (пояснения по терминологии)

В компьютерные системы вкладываются немалые средства и привлекаются высококвалифицированные инженерные кадры. Но зачастую результаты от внедрения не оправдывают сделанных вложений. В настоящей статье анализируется опыт внедрения автоматизированных систем подготовки производства на промышленных предприятиях Украины за последние 12 лет. Вот наиболее типичные ошибки, которые не позволяют достичь ожидаемого эффекта от внедрения :

  • массовое внедрение вычислительной техники в производство и проектирование изделий сильно тормозится из-за неготовности к использованию современных компьютерных технологий. Причем это нельзя назвать косностью, консерватизмом или другими обидными словами: многие инженера старше 45-50 лет постоянно следят за новинками в своей области знаний, выдавая решения, которым позавидуют их молодые коллеги. Однако к компьютеру они относятся с робостью, часто просто боятся нажать на клавишу из-за опасения "что-то испортится". Хуже того, некоторые инженеры предприятия, которым тяжело дается освоение систем проектирования, сознательно проваливают процесс внедрения этих систем на предприятии.
  • в современных экономических условиях на базе дорогостоящих САD/САМ/CAE/PDM – систем в лучшем случае создаются несколько автоматизированных рабочих мест. При этом массовыми на предприятиях остаются традиционные технологии проектирования и подготовки производства. Почему-то некоторые руководители предприятий считают логически правильным шагом оснащение САD-системами исключительно конструкторских подразделений. При этом рассматривается задача: как можно большее увеличение выпуска чертежной документации на бумажных носителях. При таком подходе ожидаемого улучшения работы всего предприятия, как правило, не наступает, да и не может наступить, так как не реализованы глобальные идеи сквозного проектирования. А автоматизация рабочих мест технологов, инструментальщиков, программистов ЧПУ, проектировщиков оснастки, чья работа обычно больше поддается планированию и прогнозированию, остаются в стороне от "широкой столбовой дороги" автоматизации.
  • стремление на предприятиях к монополизации использования систем (использование системы только Unigraphics, или только Pro/Engineer). Возможны такие варианты:

Вариант1: приобретаются системы "среднего" и "тяжелого" уровня. При этом если учесть, что цена "средней" системы на порядок дороже "легкой", а бюро насчитывает несколько десятков инженеров, становится очевидным, что не все конструкторско-технологические места будут автоматизированы. Зачастую приобретаются эти системы одна на несколько инженеров. Забывая, что эти системы изначально, разработаны как автоматизированное индивидуальное рабочее место инженера.

Вариант 2: Приобретаются системы "легкого" уровня. Следовательно, остаются, не закрыты те задачи, которые эти системы решить просто не могут. Поэтому их закрывают старым способом – подгонка вручную.

На сегодняшний день 70-80% решаемых задач на производстве – это плоские задачи и 20-30% связанные со сложно-поверхностной геометрией. Поэтому достижение максимальной эффективности от САD/САМ – систем на предприятиях, будет достигнуто при использовании нескольких систем разного уровня (для производства, выпускаемого сложные изделия). Особенно это касается конструкторского бюро. Приобретается несколько систем "среднего" или "тяжелого" уровня, которые закрывают самые сложные участки в проектировании и системы более "легкого" уровня, которые легко закрывают решение плоских задач.

  • часто, приобретенные системы, остаются без поддержки со стороны провайдеров. Одна из ошибок та, что, полагаясь на мировую известность самой системы, руководители зачастую покупают "в слепую" - без проверки возможностей самой системы по отношению к требованиям предприятия. Если посмотреть рекламные проспекты и демонстрации различных САD/САМ/САЕ/PDM продуктов, то поначалу можно подумать, что речь идет об одном-единственном пакете или что все они – близнецы-братья. Все способны выполнять сложные проекты, все используют технологию твердого моделирования, параметризацию и т.д. Подробной информации достаточно много. Тем не менее, любой САD/САМ/CAE/PDM – продукт имеет какие-то особенности, которым нет места в рекламе. Именно им, как правило, система обязана своими успехами или поражениями.
  • вечные поиски "красной" кнопки, чудо системы на всю жизнь. Как это ни прискорбно, идеальной САПР, приобретение которой решит все ваши проблемы, не существует. В любой из них, будь она "тяжелой" или "легкой", чего-нибудь, да не хватает для решения всех задач. Обычно САПР предприятия состоят из 2-3 частей. Проблема их состыковки, конечно, существует, но не является неразрешимой, особенно если об этом подумать заранее и предусмотреть возможности импорта-экспорта.
  • постоянное непонимание некоторых руководителей, что сама по себе система – это "просто железо". Без квалифицированного инженерного потенциала ничего само по себе не заработает. И с приобретением САПР квалификация инженеров должно не снижаться, а наоборот увеличиваться. Счастливые сказки, как правило, заканчиваются свадьбой, а в жизни со свадьбы только все и начинается. Покупка САПР – только свадьба…

Поэтому качество и количество новых разработок напрямую увязываются со степенью освоения и оснащенности предприятия программами САD/САМ/САЕ/РDМ.

Рассмотрим два варианта проектирования некоторого произвольного изделия: традиционный и с использованием САПР. В первом случае проектировщик оздает новые конструкции, основываясь на предыдущих решениях, технической политике, справочниках или просто на собственном опыте и интуиции. При таком способе проектирования стадии компоновки и деталировки выполняются последовательно, а средства анализа работоспособности конструкции сильно ограничены. Исходя из этого, возникает необходимость в создании прототипов и проведении натуральных испытаний. Испытания нужны для того, чтобы убедиться в работоспособности конструкции. Как правило, эти испытания выявляют необходимость доработок. Естественно, после изменения конструкции следует заново пройти весь цикл создания изделия. Это влечет за собой дополнительные затраты времени и денег.

Теперь рассмотрим вариант с использованием систем автоматизированного проектирования. В этом случае процесс компоновка трехмерной модели изделия включает в себя и процесс деталировки, а точнее – процесс проработки 3-х мерной модели каждой детали, входящей в конструкцию изделия. На этом этапе можно, применяя специализированные программные средства, проанализировать работоспособность конструкции. Кроме того, оптимизируется геометрия каждой детали, что обеспечивает конструкцию более совершенной. В целом такой метод проектирования позволяет свести к минимуму количество создаваемых прототипов и испытуемых образцов, а значит, и сократить время и затраты на выпуск нового изделия. Кроме того, за счет проработки конструкции можно создавать изделия высшего качества. А если добавить осуществление генерации управляющих программ для станков с ЧПУ на основе 3 - х мерных моделей, созданных в САD - системе конструктором, написание и проработка технической документации в РDM - системах на это изделие, то все это выльется в так называемый цикл сквозного проектирования конструкторско-технологических работ.

Вернуться в оглавление раздела
Статьи

Анонсы

Как обычно пишутся программы

Если бы программисты строили дома

Экслюзивная подборка анекдотов от нашего сайта.

Другие приколы...

Украина, Черкассы, т/ф (0472) 73-65-66 / 73-71-14    office@bee-pitron.com.ua